Госдепартамент США выпустил предупреждение о нежелательности путешествий по миру в тот момент, когда я запланировала две поездки в течение одной недели: одна личная (повидаться с семьей), а другая — рабочая (выступить с основным докладом на конференции в Китае).
Во время пребывания в Китае мне также предстоят встречи с двумя университетами с целью подготовки соглашений об обмене студентами. В результате моей поездки, на кампусе Университета штата Нью-Йорк в Брокпорте появится больше студентов из других стран мира.
Я прекрасно понимаю всю ироничность того, что собираюсь перелететь через полмира, чтобы дать другим возможность для путешествий, в тот момент, когда сама идея путешествий кажется подозрительной.
Несмотря на недавние теракты, мы должны и дальше путешествовать по миру — по работе, для удовольствия, чтобы узнать что-то новое. Возможность посмотреть на всё с другой стороны дает нам больше, чем все учебники мира.
Путешествия и встречи с другими культурами должны, в конечном итоге, уменьшить риск для людей, путешествующих в одиночку и группами, потому что, по словам лауреата Нобелевской премии мира Малалы Юсуфзай, образование — это ключ к лучшему пониманию и главный враг мирового терроризма.
Если мы откажемся от путешествий, те, кто хотел бы напугать нас, победят. Если мы, образно говоря, закроем свои границы и ограничим свою собственную свободу, мы рискуем оказаться не у дел: решения будут приниматься от нашего имени и без нашего согласия. Мы должны и дальше отправлять наших студентов учиться за рубежом, чтобы они могли узнать о существовании внешнего мира и других точек зрения.
Конечно, мы должны быть осторожны: если Госдепартамент выпускает предупреждение о нежелательности путешествий, мы поможем нашим студентам вернуться домой. Мы продолжаем следить за ситуацией за рубежом и тщательно подходим к планированию ряд поездок во Францию и Бельгию — но мы не собираемся отменять их, если только нам не придется это сделать, чтобы соблюсти директивы Госдепартамента.
Двадцать восемь лет назад, возможность поучиться в Соединенном Королевстве изменила мою жизнь. Тогда терроризм был другим: Ирландская республиканская армия активно действовала в 1980-х (да и после), и сообщения о взрывных устройствах не были редкостью. В тот период, что я была в Великобритании, теракт в Северной Ирландии привел к смерти 11 человек. Мои родители могли сказать мне: «Не езжай никуда. Мы не будем знать, в безопасности ли ты». Если вспомнить, что тогда не было ни интернета, ни мобильных телефонов, ни скайпа, то вы поймете, что отправляясь в Великобританию, я с таким же успехом могла улетать на Луну. Но мои родители позволили мне уехать — более того, они поощряли мое желание, и я навеки им за это благодарна.
Будучи за рубежом, я познакомилась со своим мужем, после окончания университета в Америке вернулась в Англию, чтобы написать свою докторскую диссертацию и начать свою карьеру, и провела более двадцати лет за рубежом прежде, чем вернуться в США. Я ни за что на свете не променяла бы свою жизнь. И это моя жизнь, потому что я открыла себя миру. Я путешествовала. Я училась. Я полюбила.
Я не хочу быть человеком, не дающим студентам получить лучший образовательный опыт их жизни. Для меня все сводится к следующему: путешествия меняют людей в лучшую сторону. Страх этого не делает.
Хейди Макферсон — президент Университета штата Нью-Йорк в Брокпорте